среда, 21 января 2015 г.

Деловая игра

Деловая игра для педагогов.
1. Размышляем вместе с педагогами:
- Можно ли оградить себя и свою семью от стрессов и опасностей, которыми полна  наша повседневная жизнь? (ответы участников семинара)
Оградить – вряд ли, а вот противостоять им или, точнее, подготовить себя и особенно детей к действиям в  любой ситуации, иными словами – обезопасить, не только можно, но и необходимо.
Одним из составляющих фактора безопасности является формирование уверенности и защищенности ребенка (психологическая безопасность). Психологическая безопасность человека выражается совокупностью защитных реакций в каждом конкретном случае.

Следует помнить, что если взрослый, опираясь на свой жизненный опыт и знания, сможет найти выход из той или иной ситуации, то ребенку это бывает просто не под силу. Сформировать у дошкольника элементы психологической безопасности – защитные реакции – задача взрослых.
Говоря о психологической безопасности можно выделить два основных момента – это эмоциональное благополучие ребенка и его умение общаться с другими людьми.
 Умение детей общаться с незнакомыми им людьми является важной составляющей их социализации в обществе. Взрослым членам семьи предстоит непростая задача: с одной стороны ребенку необходимо привить осторожность, осмотрительность, ответственность, с другой – не запугать ребенка (это и без вашего участия делают средства массовой информации), не превратить в паникера и труса, не потерять его доверия к людям.
Авторы известного пособия по ОБЖ детей дошкольного возраста- Н.Н Авдеева, Р.Б Стеркина, О.Л. Князева отмечают, что наша с вами задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными жизненными ситуациями.
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми и уметь себя правильно вести в разных ситуациях. Это мнение известных людей.
2. А как считаете Вы? Что для вас значит фраза «научить ребенка безопасному поведению»? Давайте попробуем дать определение этой фразе. (игра по типу незаконченное предложение)
Педагогам предлагается закончить фразу «Научить ребенка безопасному поведению… – это (….дать ему уверенность в своих возможностях;…. предотвратить беду; …быть спокойным за него… и др.)
3. – Как же научить ребенка безопасному поведению? Сегодня я хотела бы вместе с вами рассмотреть разные формы взаимодействия детей и взрослых, направленные на формирование навыков безопасного поведения у детей при контакте с незнакомыми людьми.
- Для этого нам с вами необходимо разделиться на две команды, с помощью разноцветных карточек (происходит деление участников игры на команды).
4. Разгадай и объясни пословицу – ребус . Задание для обеих команд.
«Протоптанная тропа- самая безопасная»
«Не доглядишь оком – заплатишь боком”
5. – Прежде чем мы перейдем к следующей игре, я хотела бы обратить ваше внимание вот на эту картинку (картинка с  изображением людей).
- Как вы думаете, кто из них может представлять опасность и почему?
(ответы участников)
6. Рассказывая детям об опасности контактов с незнакомыми людьми, мы учитываем то, что у детей, также как и у нас, есть собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Как вы думаете, что на этот счет думают дети, кого они считают опасными? (ответы участников)
Оказывается большинство детей  считает, что опасность представляют люди с угрюмым, недобрым, злым выражением лица. И это чаще всего так.
Поэтому здесь очень важно согласиться с детьми и напомнить еще раз о том, что эмоции человека помогают нам распознать опасным людей.
Для этого им можно предложить смоделировать из отдельных деталей лицо «доброго» и «злого» человека. (моделирование участниками лиц доброго и злого человека)
7. Также большинство детей считает, что опасность представляют люди с неопрятной внешностью или неопрятно грязно одетые. Это, прежде всего мужчины, чаще с бородой, неулыбчивые, угрюмые, сутулые. А молодые, хорошо одетые женщины, девушки, юноши, не могут причинить вред, также как и любой человек с открытой улыбкой.
Поэтому здесь очень важно рассказать детям о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Сделать это можно с помощью знакомых им сказочных персонажей.
Игра «Обманчивая внешность» – участвуют 2 педагога на чьих картинках изображены Карабас –Барабас и Снежная королева. Их задача – вспомнить и назвать еще сказочных героев, внешность которых, соответствует их намерениям (поступкам)- Дюймовочка,  Карабас- Барабас, Кот Базилио, Паук, Бармалей, Царевна,  Баба-Яга, а каких – нет – Снежная королева,  Айболит, старушка с яблоком, Чудище с аленьким цветочком, Царевна-лягушка, Золушка.
8. – Кроме объяснения детям о несовпадении приятной внешности и добрых намерений, необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми, ситуации насильственного поведения со стороны незнакомца, ситуации со старшими детьми, пытающимися втянуть ребенка в опасные игры. Для этого можно использовать игры-рассуждения, сказки, этюды или игровые тренинги.
 Игра по типу продолжи фразу «Я скажу «Нет!», если ….»
Игра-рассуждение «Опасные ситуации». Играют те педагоги, на чьих  карточках изображен сюжет опасной ситуации («Ребенку предлагают сесть в машину», «В дверь звонит незнакомец», «Старший приятель предлагает пойти в лес» и др.) Задание – обозначить ситуацию; озвучить ее возможные последствия; предложить выход из ситуации.
«Хоровод сказок».  Играют те педагоги, на чьих карточках написано слово «сказка». Их задача – назвать как можно больше сказок, в которых тема безопасности наиболее ярко выражена. («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», Сказка о глупом мышонке», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» и др.)
 Этюд «Звонок в дверь» Цель – отработать формы реагирования
ребенка в ситуации, когда он один дома, а в квартиру звонят незнакомые (ребенок, врач, знакомый папы, электрик). Играют те педагоги, на чьих карточках написаны данные роли
9. –Итак, безопасность – это не просто сумма знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях. Поэтому главной задачей взрослых
   является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных вдов деятельности, направленных на приобретение детьми определенных навыков поведения, опыта. Ведь все чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Поэтому последнее наше задание – это самостоятельно подобрать формы организации разных видов детской деятельности
Одной команде предлагается придумать формы организации следующих видов детской деятельности – познавательной и продуктивной деятельности. Другой команде – формы организации коммуникативной и игровой деятельности.
В конце игры педагогам предлагается готовый вариант планирования разных видов детской деятельности по этой теме. В ходе игры педагогам предлагаются буклеты, памятки, тематические карточки с заданиями.




Комментариев нет:

Отправить комментарий