Консультация для педагогов ДОУ .
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Основные положения.
Говоря о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования, нужно обратиться к Федеральному закону «Об образовании в
Российской Федерации», принятому 1 сентября 2013 года. Этот закон внес
ряд существенных изменений, как в систему образования Российской Федерации в
целом, так непосредственно в дошкольное
образование.
В структуру Российского образования входят: общее образование,
профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное
обучение.
Изменения структуры системы образования заключаются в следующем,
добавлены два новых уровня – это уровень дошкольного образования, и уровень
подготовки кадров высшей квалификации.
Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен, и
дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью, что не
позволяло относиться к нему по достаточному принципу. Сейчас уровень
дошкольного образования особенный: во- первых он не обязателен в отличие от
других уровней общего образования, отсутствует возможность изменить ребенку
какую либо ответственность за результат.
Уровень образования - согласно федеральному закону это завершенный
цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью
требований.
Совокупность требований к образованию определенного уровня,
утвержденных федеральным органом исполнительной власти – это и есть Федеральный
Государственный Образовательный Стандарт.
В приказе № 1155 от 17 октября 2013 года об утверждении стандарта
сказано:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации:
образования и науки Российской Федерации:
от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и
введении в действие федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных
государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования»
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Обратите внимание, что предыдущий документ ФГТ и ФГОС, по своей
структуре являются преемственными по отношению друг к другу.
Содержание любой программы должно охватывать определенные направления
развития детей, которые в данном случае называются образовательными
областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже знакомы. Это пять
образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное
развитие, речевое развитие, художественное - эстетическое развитие,
физическое развитие.
Давайте вспомним, Федеральные государственные требования к структуре
основной образовательной программы, и опять видим преемственность этих
документов. Согласно ФГТ содержание десяти образовательных областей было
направлено на решение задач по четырем направлениям развития ребенка физическое
развитие, социально- личностное, познавательное – речевое, и художественно –
эстетическое развитие.
Вы уже видите преемственность пяти образовательных областей нового
стандарта.
Итак, социально – личностное развитие теперь называется социально-
коммуникативным. Познавательно – речевое развитие разделено на две
самостоятельные области: познавательное развитие и речевое развитие.
Художественно – эстетическое и физическое развитие соответственно
остаются, как и прежде. Естественно стоит заметить, что работа по
образовательным областям продолжает строиться на принципах интеграции.
Что же получается с личностным развитием? Дело в том, что разработчики
стандартов решили, что нет смысла выносить личностное развитие в какую - то
отдельную образовательную область, развитие личности ребенка происходит во всех
видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.
Далее стандарт прописывает конкретные задачи по освоению каждой
образовательной области.
Социально –
коммуникативное:
·
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
·
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
·
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
·
Развитие социального и эмоционального интеллекта.
·
Формирование готовности к совместной деятельности.
·
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в Организации.
·
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
·
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд,
безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.
Познавательное
развитие.
·
Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
·
Формирование познавательных действий, становление сознания
·
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных
традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях
природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие.
·
Владение речью как средством общения и культуры.
·
Обогащение активного словаря.
·
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи
·
Развитие речевого творчества.
·
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
·
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы.
·
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Художественно – эстетическое
развитие.
·
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы.
·
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
·
Формирование элементарных представлений о видах искусства.
·
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
·
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
·
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие.
·
Приобретение опыта в двигательной деятельности…
·
Развитие физических качеств…
·
Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
·
Правильное выполнение основных движений
·
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
·
Овладение подвижными играми с правилами
·
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
·
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста
детей. Оно должно реализовываться в определенных видах деятельности,
через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста. В младенческом
возрасте - это непосредственно образовательное общение с взрослыми, манипулирование.
В раннем возрасте - предметная деятельность, экспериментирование с
материалами и веществами. В дошкольном возрасте - это освоение целого
ряда видов детской деятельности. Что это за виды детской деятельности? Они были
прописаны в ФГТ. В стандарте это как раз именно те виды детской
деятельности, которыми ребенок должен заниматься в определенном возрасте для
полноценного физического, психического и эмоционального развития. Давайте еще
раз на них остановимся.
Это:
Игровая деятельность.
Коммуникативная (общение, взаимодействие с
взрослыми и сверстниками).
Познавательно – исследовательская деятельность (т.е.
исследование объектов окружающего мира различными доступными детям
способами, экспериментирование с ним).
К реализации основной образовательной программы относится так же оценка
индивидуального развития детей, в виде мониторинга. Образовательный стандарт
выдвигает два вида: педагогическую и психологическую диагностику.
Педагогическую диагностику проводит педагогический
работник, исключительно с целью оценки индивидуального развития детей. Она
связана с оценкой эффективности педагогических действий и будет лежать в основе
дальнейшего планирования. Что это значит? Это внутренний педагогический
мониторинг, который не должен разделять детей на уровни, выставлять им какие –
то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной
деятельности.
Психологическую диагностику можно проводить
дополнительно по необходимости и только квалифицированным специалистом с целью
выявления индивидуальных психологических особенностей детей.
Психологическая диагностика допускается только с согласия родителей.
Дошкольное детство отличается от других уровней развития тем, что ребенок
может развиваться гибко и пластично. Что это значит? Он
может завтра не помнить, что учил сегодня, а послезавтра вспомнить и это
нормально для данного возраста.
Высокий разброс развития, что это значит? Все, кто работал с
маленькими детьми, прекрасно знают, что дети одного возраста могут сильно
отличаться друг от друга по своему уровню развития.
Непосредственность и непроизвольность являются
особенностями дошкольного детства.
А также дошкольное образование имеет свои собственные системные
особенности: во первых это не обязательность уровня дошкольного
образования в РФ. Что значит не обязательность уровня? Не закончив один уровень
образования, человек не может перейти на следующий уровень. К дошкольному
образованию это не относится. Уровень есть, но обязательности его нет, потому
что мы не имеем права вменять ребенку какую-либо ответственность за результат.
Маленькие дети не могут нести полноценную ответственность за результат,
за выполнение каких либо заданий, за качество. Конечно, мы приучаем их к
ответственности и самостоятельности, но одно дело приучать, другое дело
требовать.
Что же вытекает из этой специфики. Учет выше перечисленных
особенностей дошкольного детства делает не правомерными требования к ребенку
дошкольного возраста каких - то конкретных образовательных достижений. Мы
знаем, что от ребенка в школьном возрасте требуются достижения. У дошкольников
это не возможно. Из этого следует необходимость определения результатов
освоения образовательной программы не в виде сформированных навыков, знаний и
умений, а в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не могут служить основанием для:
·
аттестации педагогических кадров
·
оценки качества образования
·
оценки уровня развития детей, в т.ч. в рамках мониторинга
·
оценки выполнения муниципального (государственного) задания посредством включения
в показатели качества выполнения задания
·
распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО
Прежде чем ознакомиться с целевыми ориентирами дошкольного образования,
вспомните интегративные качества ребенка семи лет согласно ФГТ.
ФГОС предлагает целевые ориентиры. В целевых ориентирах нет конкретных
знаний, умений и навыков, которые можно контролировать. Почему это происходит,
если мы с вами обратим свое внимание на статьи 64 и 66 закона «Об образовании в
Российской Федерации». Там описаны следующие основные уровни направления
дошкольного образования:
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических
и личностных качеств;
и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья.
У остальных есть свои уровни направления образования:
- овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной
деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками
самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового
образа жизни. Это основные задачи начального общего образования.
Задача дошкольного образования: сформировать предпосылки для того, чтобы в
дальнейшем ребенок мог овладеть этим материалом. Это не значит, конечно, что
если ребенок стремится читать и считать в дошкольном детстве, что не надо
ограничивать, но это и не значит, что его надо заставлять.
Надо дать возможность каждому воспитаннику
полноценно прожить период детства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий