воскресенье, 1 марта 2015 г.

Консультация для педагогов ДОУ .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Основные положения.
Говоря о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, нужно обратиться к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому  1 сентября 2013 года. Этот закон внес ряд существенных изменений, как в систему образования Российской Федерации в целом, так непосредственно в  дошкольное  образование.                                                                                                             
В структуру Российского образования входят: общее образование,  профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
Изменения структуры системы образования заключаются в следующем, добавлены два новых уровня – это уровень дошкольного образования, и уровень подготовки кадров высшей квалификации.
Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен, и дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью, что не позволяло относиться к нему по достаточному принципу. Сейчас уровень дошкольного образования особенный: во- первых он не обязателен в отличие от других уровней общего образования, отсутствует возможность изменить ребенку какую либо ответственность за результат.
Уровень образования -  согласно федеральному закону это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
 Совокупность требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти – это и есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
В приказе № 1155 от 17 октября 2013 года  об утверждении стандарта сказано:
1. Утвердить прилагаемый федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства
       образования и науки Российской Федерации:
 от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
 от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Обратите внимание, что предыдущий документ ФГТ и ФГОС, по своей структуре   являются преемственными по отношению друг к другу. Содержание любой программы должно охватывать определенные направления развития  детей, которые в данном случае называются образовательными областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже  знакомы. Это пять образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественное  - эстетическое развитие, физическое развитие.
Давайте вспомним, Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы, и опять видим преемственность этих документов. Согласно ФГТ содержание десяти образовательных областей было направлено на решение задач по четырем направлениям развития ребенка физическое развитие, социально- личностное, познавательное – речевое, и художественно – эстетическое развитие.
Вы уже видите преемственность пяти образовательных областей нового стандарта. 
Итак, социально – личностное развитие теперь называется социально- коммуникативным. Познавательно – речевое развитие разделено на две самостоятельные области: познавательное развитие и речевое развитие. Художественно – эстетическое и физическое развитие соответственно  остаются, как и прежде.  Естественно стоит заметить, что работа по образовательным областям продолжает  строиться на принципах интеграции. Что же получается с личностным развитием? Дело в том, что разработчики стандартов решили, что нет смысла выносить личностное развитие в какую - то отдельную образовательную область, развитие личности ребенка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.
Далее стандарт  прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.
Социально – коммуникативное:
·      Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
·     Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
·     Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
·     Развитие социального и эмоционального интеллекта.
·     Формирование готовности к совместной деятельности.
·     Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
·     Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
·     Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
·     Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
·     Формирование познавательных действий, становление сознания
·     Развитие воображения и творческой активности.
 Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие.
·     Владение речью как средством общения и культуры.
·     Обогащение активного словаря.
·      Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
·     Развитие речевого творчества.
·     Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
·     Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы.
·     Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
 Художественно – эстетическое развитие.
·     Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
·     Становление эстетического отношения к окружающему миру.
·      Формирование элементарных представлений о видах искусства.
·      Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
·     Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
·     Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие.
·      Приобретение опыта в двигательной деятельности…
·      Развитие физических качеств…
·     Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
·     Правильное выполнение основных движений
·     Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
·     Овладение подвижными играми с правилами
·     Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
·      Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его элементарными нормами и правилами.
 Конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей. Оно должно реализовываться  в определенных видах деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста. В младенческом возрасте  - это непосредственно образовательное общение с взрослыми, манипулирование. В раннем возрасте - предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами. В дошкольном возрасте -  это освоение целого ряда видов детской деятельности. Что это за виды детской деятельности? Они были прописаны  в ФГТ. В стандарте это как раз именно те виды детской деятельности, которыми ребенок должен заниматься в определенном возрасте для полноценного физического, психического и эмоционального развития. Давайте еще раз на них остановимся.
Это:
Игровая деятельность.
Коммуникативная  (общение, взаимодействие с взрослыми и сверстниками).
Познавательно – исследовательская деятельность (т.е. исследование объектов окружающего мира различными  доступными  детям способами, экспериментирование с ним).
К реализации основной образовательной программы относится так же оценка индивидуального развития детей, в виде мониторинга. Образовательный стандарт выдвигает два вида: педагогическую и психологическую диагностику.
Педагогическую диагностику проводит педагогический работник, исключительно с целью оценки индивидуального развития детей. Она связана с оценкой эффективности педагогических действий и будет лежать в основе дальнейшего планирования.  Что это значит? Это внутренний педагогический мониторинг, который не должен разделять детей на уровни, выставлять им какие – то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности. 
Психологическую диагностику можно проводить дополнительно по необходимости и только квалифицированным специалистом с целью выявления индивидуальных психологических особенностей детей.  Психологическая диагностика допускается только с согласия родителей.
Дошкольное детство отличается от других уровней развития тем, что ребенок может развиваться гибко и пластично. Что это значит? Он может завтра не помнить, что учил сегодня, а послезавтра вспомнить и это нормально для данного возраста.
Высокий разброс развития, что это значит? Все, кто работал с маленькими детьми, прекрасно знают, что дети одного возраста могут сильно отличаться друг от друга по своему уровню развития. 
Непосредственность и непроизвольность являются особенностями дошкольного детства.
А также дошкольное образование имеет свои собственные  системные особенности: во первых это не обязательность уровня дошкольного образования в РФ. Что значит не обязательность уровня? Не закончив один уровень образования, человек не может перейти на следующий уровень.  К дошкольному образованию это не относится. Уровень есть, но обязательности его нет, потому что мы не имеем права вменять ребенку какую-либо ответственность за результат. Маленькие дети не могут нести  полноценную ответственность за результат, за выполнение каких либо заданий, за качество. Конечно, мы приучаем их к ответственности и самостоятельности, но одно дело приучать, другое дело требовать.
Что же вытекает из этой специфики.  Учет  выше перечисленных особенностей дошкольного детства делает не правомерными требования к ребенку дошкольного возраста каких -  то конкретных образовательных достижений. Мы  знаем, что от ребенка в школьном возрасте требуются достижения. У дошкольников это не возможно. Из этого следует необходимость определения результатов освоения образовательной программы не в виде сформированных навыков, знаний и умений, а в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не могут служить основанием для:
·      аттестации педагогических кадров
·      оценки качества образования
·      оценки уровня развития детей, в т.ч. в рамках мониторинга
·     оценки выполнения муниципального (государственного) задания посредством включения в показатели качества выполнения задания
·      распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО
Прежде чем ознакомиться с целевыми ориентирами дошкольного образования, вспомните интегративные качества ребенка семи лет согласно ФГТ.
ФГОС предлагает целевые ориентиры. В целевых ориентирах нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать. Почему это происходит, если мы с вами обратим свое внимание на статьи 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации». Там описаны следующие основные уровни направления дошкольного образования:
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных,  нравственных, эстетических
и личностных качеств;
-  формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья.
У остальных есть свои уровни направления образования:
- овладение чтением,  письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Это основные задачи начального общего образования.
Задача дошкольного образования: сформировать предпосылки для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог овладеть этим материалом. Это не значит, конечно, что если ребенок стремится читать и считать в дошкольном детстве, что не надо ограничивать, но это и не значит, что его надо заставлять. 
Надо дать возможность  каждому воспитаннику полноценно прожить период детства.



Комментариев нет:

Отправить комментарий