воскресенье, 18 января 2015 г.

              Самообразование педагогов в ДОУ.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои
знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство
развиваются и совершенствуются непрерывно. В современном мире
отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое
становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального
потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека,
способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.


        Формы повышения квалификации педагогов
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать
свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями
воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего
развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ
предполагает разные формы:
-обучение на курсах;
-самообразование;
-участие в творческих группах района;
-прохождение переподготовки;
              Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из
различных источников с учетом интересов и склонностей каждого
конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с
самовоспитанием и считается его составной частью.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься
самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на
курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом
уровне.
             Выбор тем для самообразования
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального
опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда
связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и
направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому
организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой,
позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу
по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом
очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.
Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления
всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем
определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает
затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить
педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной
темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми
инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической
литературы по теме. Для воспитателей, обучающихся в вузе, могут не
определяться темы для самообразования на этот период. Однако ру-ководитель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими
новыми знаниями по отдельным предметам.
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели
– стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании.
Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к
содержанию годовой задачи ДОУ.
          План самообразования педагогов
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов.
В этом списке обязательно должны быть руководитель и старший
воспитатель детского сада. В плане четко определяется, кто, над какой темой
работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут
заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого
методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть
консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте
предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и
последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки
применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это
наиболее демократичная форма отчета.
Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы,
выписки, конспекты).
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования
многообразны:
-работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
-участие в работе научно-практических конференций, семинаров;
-ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с
детьми, рост его профессионального мастерства.
Несколько советов занимающимся самообразованием:
- ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из
одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы
и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
- ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
- ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты,
выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах,
участия в дискуссиях и т. д.
           Советы по реализации самообразования педагога.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих
направлений профессионального развития педагогов, можно
порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно
опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
 Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания,
обучения и развития;
 Формирование основ педагогического мастерства;
 Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
 Овладение способами проектирования воспитательно-
образовательного процесса с целью повышения его эффективности и
качества в условиях вариативного образования;
 Формирование умения анализировать научно-методическую
литературу, применение полученных знаний на практике, активизация
творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
 Развитие способностей к перепроектированию собственной
деятельности в контексте тенденций развития психолого-
педагогической науки и социального заказа общества;
 Проявление творческого потенциала педагога;
 Пропаганда своих достижений;
 Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
 Овладение методикой работы с детьми;
 Адаптация к педагогической деятельности. Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя.
    Методическая работа необходима воспитателю:
 в определении темы, целей и задач;
 в планировании работы по самообразованию;
 в ходе реализации плана;
 в изучении и анализе результативности своей работы.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию
докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно
организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для
повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий