Самообразование педагогов в ДОУ.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои
знания,
занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство
развиваются
и совершенствуются непрерывно. В современном мире
отмечается
заметное повышение социальной роли образования, которое
становится
главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального
потенциала,
в основе которого заложен приоритет самоценности человека,
способного
к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Чтобы
не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать
свои
знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями
воспитания
и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего
развития.
Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ
предполагает
разные формы:
-обучение
на курсах;
-самообразование;
-участие
в творческих группах района;
-прохождение
переподготовки;
Самообразование – это
самостоятельное приобретение знаний из
различных
источников с учетом интересов и склонностей каждого
конкретного
человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с
самовоспитанием
и считается его составной частью.
В
период между обучением на курсах необходимо заниматься
самообразованием,
которое расширяет и углубляет знания, полученные на
курсах,
способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом
уровне.
Выбор тем для самообразования
Темы
для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального
опыта
и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда
связаны
с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и
направлены
на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому
организацию
самообразования педагогов необходимо делать гибкой,
позволяющей
приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу
по
самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом
очень
важны последовательность действий и постепенность в решении задач.
Не
следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления
всевозможных
планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем
определяется,
какая проблема ему интересна или в чем он испытывает
затруднения,
что нового есть в педагогической практике. Важно убедить
педагога
в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной
темы.
Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми
инновациями.
Им часто необходима помощь в подборе педагогической
литературы
по теме. Для воспитателей, обучающихся в вузе, могут не
определяться
темы для самообразования на этот период. Однако ру-ководитель может предложить
педагогу поделиться с коллегами своими
новыми
знаниями по отдельным предметам.
Система
методических мероприятий должна быть подчинена главной цели
–
стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании.
Можно
объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к
содержанию
годовой задачи ДОУ.
План самообразования педагогов
Ежегодно
к годовому плану составляется план самообразования педагогов.
В
этом списке обязательно должны быть руководитель и старший
воспитатель
детского сада. В плане четко определяется, кто, над какой темой
работает
и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут
заслушиваться
на педагогических советах, а также быть частью любого
методического
мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть
консультации
или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте
предполагает
включение в оперативный контроль данной тематики и
последующее
наблюдение педагогического процесса, с целью оценки
применения
на практике полученных знаний путем самообразования. Это
наиболее
демократичная форма отчета.
Очень
важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению
дополнительной отчетной документации (планы,
выписки,
конспекты).
Подводя
итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования
многообразны:
-работа
в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
-участие
в работе научно-практических конференций, семинаров;
-ведение
собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Результатом
усилий педагога являются совершенствование работы с
детьми,
рост его профессионального мастерства.
Несколько
советов занимающимся самообразованием:
-
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из
одного
источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это
заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы
и
формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
-
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время
поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию
или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
-
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты,
выводы.
Они
пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах,
участия
в дискуссиях и т. д.
Советы по реализации самообразования
педагога.
Реализуя
дифференцированный подход в определении ведущих
направлений
профессионального развития педагогов, можно
порекомендовать
следующую тематику самообразования соответственно
опыту
и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания,
обучения
и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5
лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-
образовательного
процесса с целью повышения его эффективности и
качества
в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую
литературу,
применение полученных знаний на практике, активизация
творческих
способностей.
Для опытных, творчески-работающих
воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной
деятельности
в контексте тенденций развития психолого-
педагогической
науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для
педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности. Успешность педагога в профессиональном
самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя.
Методическая работа необходима воспитателю:
в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.
Самообразование
не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию
докладов
и оформлению красочных папок и стендов. Правильно
организованная
работа по самообразованию должна стать стимулом как для
повышения
профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий