Методические
рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей
предметно-пространственной среды в связи с введение ФГОС
С введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта, перед дошкольным учреждение
встал вопрос о грамотной организации развивающей предметно пространственной
среды в ДОУ.
Опираясь на требования, прописанные в ФГОС, при организации
развивающей предметно пространственной среды следует ее моделировать, так,
чтобы ребенок мог получать и расширять свои знания по всем пяти направлениям
развития: социально–коммуникативному, речевому, познавательному,
художественно-эстетическому развитию, физкультурному. Что в свою очередь способствует
максимальному развитию личности ребенка.
Педагог должен помнить, что:
При создании развивающего пространства в
групповом помещении ведущая роль отводится игровой деятельности. Поэтому
1. В группе должны быть пространства
(для игры, конструирования, уединения, экспериментирования, исследовательской
деятельности, режиссерских постановок, продуктивной деятельности и пр., а также
разнообразие наглядных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
2. Среда группы должна меняться в
зависимости от темы недели (наглядный материал, дидактические игры, сюжетно -
ролевые игры, художественная литература, выставка детских работ, связана с
темой недели)
3. Среда формируется с учетом возраста
детей, их интересов и возможностей, а также психологических особенностей
4. Материал для игровой деятельности не
должен находиться в труднодоступном месте. Обеспечение свободного
доступавоспитанников к игрушкам, дидактическим играм, пособиям,
исследовательскому материалуи др. - одно из требований ФГОС.
5. Детская мебель, различные мягкие
модули, ширмы и др. могут быть использованыдетьми по разному назначению.
6. Смена игрового материала должна
стимулировать двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
7. Игрушка должна быть динамичной
(воздействовать, производить действия с ней, обеспечивающей возможность
многопланового использования ее в игре, поэтому хорошо, если среди игрового
материала есть технические игрушки, механические предметы, предметы для
опытно-поисковой деятельности, роботы, выполняющие определенные движения,
роботы-трансформеры, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы с гирьками,
мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения,
экспериментирования, материал для составления коллекций.
7. В групповой комнате необходимы
материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны строительные инструменты, конструкторы, атрибуты для игр,
отражающих мужские профессии, журналы с машинами, самолетами, схемы для
строительства, конструирования и т. д. Девочкам в игре потребуются предметы
женской одежды, украшения, бижутерия, журналы мод, выкройки одежды для кукол,
материал для моделирования одежды, атрибуты, отражающие женские профессии т. п.
8. В развивающей предметно
пространственной среде старших дошкольников должен быть материал, стимулирующий
развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это
детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире,
мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, открытки.
9. Располагая необходимый материал и
предметы в опытно экспериментальной зоне необходимо его обозначить: картинкой с
опытнической деятельностью детей или рисунками с опытами.
10. Для организации режиссерских игр
необходим материал из книг, наглядных пособий, аудио кассет и видео записей.
11. Наличие в группе разнообразных
подручных средств (нити, тесьма, веревки, коробочки, проволочки, палочки,
ленточки) способствуют тому, что ребенок может творчески использовать его при
решении той или иной задачи) Желательно, чтобы в группе подручный материал
располагался в нескольких активных центрах, например в продуктивной, игровой
зоне для мальчиков, для девочек, в театрализованном центре активности и т. д.
12. Среда должна выполнять
образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную,
коммуникативную функции.
Но самое главное – она должна работать
на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
13. Среда должна быть безопасной.
Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть
безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие,
безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке) .
Развивающая предметно – пространственная
среда в ДОУ должна строится таким образом, чтобы дать возможность развивать
индивидуальность каждого ребёнка, учитывая его склонности, интересы. Она
является основным средством формирования личности ребенка и является источником
его знаний и социального опыта. Среда не только развивающая, но и
развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,
необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям
определенного возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий